Обучающий центр нарративных практик “JОУ”

Центр предлагает курс повышения квалификации "Полинарративный анализ личных историй", включающий четыре модуля:

  • Сценарий невыдуманных историй: полинарративный анализ личных историй (первый модуль, аттестация базового уровня)
  • Работа в рефлексивной команде (второй модуль, аттестация профильного уровня ПАЛИ)
  • Проект Пигмалион: конструирование идентичности полинарративного практика (третий модуль)
  • Ведущий круга рефлексивной команды (четвертый модуль, аттестация профильного уровня полинарративной практики)

Freeing words

Идет набор на первый модуль пятнадцатого потока курса "Полинарративный анализ личных историй"

Курс проходит с 14 июля по 15 сентября 2024 года в очном формате
Анонс

Цена:

45000 руб. за модуль целиком (за встречу - по 5000 руб.)

15000 руб./месяц - абонемент на прохождение нескольких модулей в рамках одного потока

  • Мы предлагаем льготный ценник для студентов-психологов (выпускной курс и первый год после выпуска), стажерам Центра, а также "корпоративным клиентам" (при единовременном наборе группы от 10 человек, заключающих договор на курс целиком)

Компетенции (приобретаемые на выходе):

  • читать, писать и проживать предпочитаемую жизненную историю, а также помогать в чтении, конструировании и переконструировании таковой истории у других.

Инструменты:

  • анализировать структуру нарратива - когнитивной схемы, на которую нанизывается повествование, чтобы быть понимаемым и порождать смысл высказывания;
  • зная специфику нарратива в зависимости от жанра, дискурса, культурного контекста, понимать и уметь распознавать особенности нарративов традиционной культуры, модерна, постмодерна и метамодерна; строить новую схему полинарративного повествования метамодерна (история без единого героя).
  • слышать в речи "валюации" - смысловые акценты, без которых история теряет для рассказчика свой смысл в текущем контексте и уметь "вернуть" их собеседнику ( грамотное резюмирование и обратная связь)
  • зная связи между типичными валюациями и рефлексивными перспективами (способами строить повествование при решении задач различных масштабов: тактических и стратегических, простых и комплексных), уметь сконструировать текст, решающий соответствующие групповые и индивидуальные задачи в коммуникации;
  • выделять типичные коммуникативные стили (эстетический, прагматический и этический), прогнозировать и решать конфликты и недопонимания, вызываемые их различиями у собеседников
  • различать коммуникацию и историю, согласуемую на уровне знаков, значений и смыслов - уметь распознать из какой нарративной позиции ведется повествование, в какую аудиторию и с какой коммуникативной целью (отыгрывание социальной роли и ее узнаваемость - "актерская перспектива", организация и изменение поведения, картины мира других участников - "агентская перспектива"; порождение новой когнитивной схемы, социальной практики, ключевого элемента нового дискурса через функциональную метафору, притчу, миф - "авторская перспектива")
  • понимать чем отличается коммуникативная и дискурсивная позиция рассказчика, различать привилегированную и дискриминируемую позицию в рамках определенного дискурса, видеть я-позиции и их переключение, конструировать и деконструировать позицию как предпочитаемую, непредпочитаемую, табуированную и привилегированную при помощи механизма группового свидетельствования; строить прокси-позицию и фиксировать единственную/базовую/сценарную позиции
  • конструировать я-текст от различных я-позиций, вести диалог между ними, строить дополнительную позицию к тексту собеседника
  • распознавать "закрытый текст" и его особенности и ограничения
  • формулировать задачу в виде связи между "я-позицией" - "инструментом адаптации или преадаптации" - "задачей в рамках контекста" и достраивать третий элемент по любым двум зафиксированным;
  • выделять задачи, требующие смены когнитивной схемы (рефлексивной перспективы, выхода за рамки дискурсивного предписания) и сброса я-позиции и сопровождать "переход через ноль", деконструкцию и конструирование новой схемы, знать "технику безопасности" и ограничения при работе с запросами данного типа
  • различать запрос на изменение и жалобу на текущее состояние, помнить этические и функциональные ограничения при работе с полинарративными практиками
  • исследовать социальные и личные табу, сценарные предписания и ограничения, задачи в рамках текущих профессиональных и личных контекстов
  • слышать и конструировать свою я-историю и применять данные инструменты в личных и профессиональных целях
  • шутить

Завершено обучение:

  • Первый поток - 14 февраля 2020 года - 31 мая 2020 года
  • Второй поток - 17 июня 2020 года - 27 сентября 2020 года
  • Третий поток - 4 ноября 2020 года - 7 марта 2021 года
  • Четвертый поток - 31 марта 2021 года - 21 июля 2021 года
  • Пятый поток - 31 октября 2021 года - 30 апреля 2022 года
  • Шестой поток - 10 апреля 2022 года - 10 ноября 2022 года
  • Седьмой поток - 09 июля 2022 года - 25 декабря 2022 года
  • Восьмой поток - 28 сентября 2022 года - 30 ноября 2022 года
  • Девятый поток - 11 января 2023 года - 23 апреля 2023 года
  • Десятый поток - 15 марта 2023 года - 11 июля 2023 года
  • Одиннадцатый поток - 11 июня 2023 года -25 июля 2023 года
  • Двенадцатый поток - 5 ноября 2023 года - 7 января 2024 года
  • Тринадцатый поток - 23 декабря 2023 года - 25 мая 2024 года (проходит практика под супервизией)
  • Четырнадцатый поток - 4 февраля 2024 года - 15 июня 2024 года
  • Пятнадцатый поток - 14 июля 2024 года - 15 декабря 2024 года
  • Шестнадцатый поток - 12 октября 2024 года - 14 декабря 2024 года (1 модуль)

Отзывы о пройденных курсах можно посмотреть здесь:

Отзывы

Курс повышения квалификации: “Полинарративный анализ личных историй”

Мы готовы:

  • Рассказать о поли-позиционной личности в поли-контекстной среде (цельная интегрированная личность или множественное мерцающее Я в современной изменчивой сложной и неопределенной среде).
  • Поделиться опытом и технологиями работы группы специалистов с одним клиентом.
  • Научить видеть нарративную перспективу (кто рассказывает эту историю), вокруг какой валюации (какой роли, персонажа, цели, ценности, смысла или темы) она концентрируется, когнитивную схему, стоящую за Я-исторями (тип и тон).
  • Показать, как работают инструменты нарративного согласования внутренней я-позиции с внешней, контента с контекстом, элементов сюжета с центральной образующей темой.
  • И увидеть как все это работает при анализе своего личного опыта, построении своей личной истории жизни.

Основная цель обучения:

  • Овладение навыками работы с личными жизненными историями: понимание структуры Я- нарратива (когнитивной схемы придания смысла личному опыту),
  • Управление стратегиями согласования множеств жизненных контекстов и личных Я-позиций

Формируемые навыки:

  • полинарративного анализа структуры личной истории (рефлексивной перспективы, типа, тона, темы, валюаций, внешних и внутренних Я-позиций). Что означают различные элементы рассказа о себе? Что форма рассказа может сказать о человеке?
  • диагностики, конструкции, деконструкции нарративной идентичности. Кто Я? Кем я был? Кем я могу стать? Нарративные практики и жизнь как текст.
  • выявления (адаптации и преадаптации) жизненных сценариев как элементов схемы согласования Я- позиций, валюаций (личных смыслов и ценностей, основанных на опыте и ожиданиях) и актуального жизненного контекста. Повторяющиеся сюжеты в жизни, сценарные предписания и запреты, свобода желать и быть, иллюзия Я.

Группа:

Мы собираемся по 5-15 человек в группе на лекционную часть и не более 7 в группе практикума.

Сертификация:

При успешной сдаче итоговой аттестации выдается сертификат о повышении квалификации государственного образца.

Место проведения занятий:

м. Василеостровская, ул. Уральская, д. 13Ж, оф. 15


Программа курса "Полинарративный анализ личных историй" (с 2023 года)

МОДУЛЬ 1 "Сценарий невыдуманных историй: базовый уровень полинарративного анализа личных историй"

Цель: учимся слышать свою личную историю и понимать структуру и смысл услышанного, знакомимся с языком полинарративной практики, приобретаем базовые навыки ПАЛИ диагностики.

Ожидаемый результат: работа и решение личного запроса (смотрим как работает ПАЛИ-практика на изменении своей личной истории); слышать сказанное и что недосказано, способность сказать об этом на языке ПАЛИ.

9 занятий, 1 раз в неделю (2 раза в неделю при интенсиве), 72 ак.ч. (54 очно и 18 самостоятельной работы).

Это время мы посвящаем работе со своей личной историей, своим актуальным запросом, знакомимся с языком (основными понятиями), дискурсом (практикой их употребления) и методологией (схемами научного познания) полинарративной практики. В игровых практиках с обсуждением смотрим на типичные когнитивные схемы, которые мы применяем для решения коммуникативных и иных задач. Ждем всех, кому интересно, в каком жанре пишется жизненная история и как вы ее читаете?

КАК: полинарративная игра (и иные практики) и ее анализ, работа в тройках и с опытным кругом рефлексивной команды, самостоятельные и групповые тексты, много смеха и немного слез. Формат смешанный (очно и онлайн)

СКОЛЬКО: от 3 до 12 человек, 9 занятий - 5000 руб за встречу (при желании продолжить обучение на втором модуле можно взять абонемент - 15000 руб./мес.).

Аттестация по данному базовому модулю является необходимым и достаточным условием для продолжения обучения и изучения 2 профильного модуля курса "Полинарративный анализ личных историй".

МОДУЛЬ 2 "Работа в рефлексивной команде: профильный уровень полинарративного анализа личных историй"

Цель: учимся слышать историю другого, отличать от своей и изменять, согласовывая ПИК (позиции - инструменты - контексты), в сторону запроса, свидетельствуя и не свидетельствуя услышанное.

Ожидаемый результат: квалифицированный член рефлексивной команды, владение техниками свидетельствования (коммуникативного / функционального), распознавание контекстного свидетельствования авторским текстом, владение техниками безопасного несвидетельствования, умение отслеживать собственные реакции на несвидетельствование и возвращать в работу с текстом клиента.

10 занятий + аттестация, 1 раз в неделю (80 ак. ч.)

Учимся быть членами рефлексивной команды (круга), разбираемся с практиками свидетельствования. Работаем с историей другого человека, его запросом, учимся применять язык, техники и методологию полинарративного подхода. Узнаем, как стать для собеседника таким партнером, чтобы рассказчик смог увидеть свою историю, схему, сценарий и как не заглушить его текст своим.

Разберемся, что конструирует коммуникативную позицию, а что ее деконструирует (освоим технику безопасности, механизмы и их смыслы в контексте функционального взаимодействия). Тренируем функциональное свидетельствование позиции, инструмента, контекста.

Продолжаем учиться анализировать нарративные схемы личных историй и в игровых практиках с обсуждением смотрим на типичные когнитивные схемы, и тестируем их уровень функциональности.

Продолжаем работать со своей личной историей, своим актуальным запросом.

СКОЛЬКО: от 2 до 12 человек, 5000 руб за встречу (или абонемент - 15000 руб./мес.).

КАК: мини-лекции, разборы текстов, работа с клиентскими кейсами, полинарративная игра (и иные практики) и ее анализ, работа в тройках и с опытным кругом рефлексивной команды, самостоятельные и групповые тексты, много смеха и немного слез.

🎓После успешной аттестации двух модулей выдаем сертификат о повышении квалификации государственного образца (на 152 часа) курса "Полинарративный анализ личных историй" (за прохождение первого и второго модулей)

ПРАКТИКУМЫ (С СУПЕРВИЗИЕЙ)

Самостоятельное практическое решение задач с использованием полинарративных техник и инструментов

Регламент по договоренности. Продолжительность: 110 а.ч.

МОДУЛЬ 3 "Проект "Пигмалион": конструирование идентичности полинарративного практика

Цель: учимся конструировать новую историю на своём тексте (создаем новый ПИК), работа с авторским текстом.

Ожидаемый результат: реализация запроса на построение нового «персонажа в жизненном контексте» (нового по всем трем параметрам функционального засвидетельствованного согласованного ПИК); распознавание и применение авторского текста, знание ограничений работы авторским текстом, организация интервизионных ПАЛИ-практик с рефлексивной командой.

На третьем будем учиться писать новую историю, конструировать персонажа, которого не было прежде. Сначала на себе, в контекстах своей жизненной истории. Вас ждёт ужасающий и прекрасный Проект "Пигмалион" - Напишем личную историю, которую я хотел бы прожить. Конструируем персонажа, с которым хотел бы поменяться жизнью. Пристально изучаем авторские тексты. Позволяем им вглядываться в нас...

Практика письменных и жизненных упражнений:

Будем работать с личным агентским текстом и находить (распознавать) авторский. Будем тренироваться писать новые контексты, позиции и согласовать их новыми инструментами.

А кроме того на практике примемся изучать, что значит иметь идентичность. Будем конструировать идентичность полинарративного практика. И если надо выходим из привычных сценарных кругов

КАК: индивидуальные письменные и жизненные практики, пари на выполнение 4х задач, групповое обсуждение, работа с кругом и авторские тексты.

СКОЛЬКО: 5000 за встречу; 20000 за курс целиком; можно двумя траншами по 12000. Семьям скидки 25%. Выпускникам: вклад в общее "пари" при участии (ставка на выполнение 4х задач)

Три двухдневных семинара. Общая длительность: 3 месяца или 1,5 месяца при интенсиве (перерывы между семинарами не менее трех недель для выполнения индивидуальных и группового проектов).

МОДУЛЬ 4 "Ведущий круга рефлексивной команды: профильный уровень полинарративной практики"

Цель: учимся быть ведущим круга рефлексивной команды в полинарративаной консультативной практике.

Ожидаемый результат: квалифицированный ведущий ПАЛИ практики с рефлексивной командой, работа с клиентом и его запросом в полинарративном подходе (от снятия до реализации). Владение полинарративной практикой работы с жизненным сценарием «девятка», методом групповой работы с метаисторией «чемодан сказок», коучинговыми практиками целеполагания методом «птички» и адаптации / преадаптации методом «неужели лошадь».

3 лекционных занятия + практики ведения кругов (3 кейса минимум) под супервизией + аттестация (разбор 1 клиентского кейса) для каждого участника. (с продолжением практики при необходимости). Практикумы по отработке отдельных методов (10 сессий минимум). Аттестация по каждому методу отдельно.

18 ч. лекционных + на каждый метод: 64 ак.ч. (24 ч. очной работы + 40 ак.ч. самостоятельной письменной практики под супервизией) + ведение трех клиентских кейсов от снятия запроса до реализации под супервизией (от 40 ак.ч.)

После успешной аттестации 3 и 4 модуля приглашаем в нашу профессиональную команду и сообщество:

- рассматриваем заявление на вступление в профессиональное сообщество - Гильдию полинарративных практиков

- возможное трудоустройство в рамках ПсиЦ ЛИ (Психологического Центра Личных Историй)

Прохождение 4 модулей дает от 508 ак.ч в полинарративной практике.

3 занятия + практика ведения кругов (3 кейса) под супервизией + аттестация (разбор 1 клиентского кейса) для каждого участника. (с продолжением практики при необходимости).


Программа курса “Нарративный анализ личных историй”

МОДУЛЬ 1: Личная история как нарратив

(лекции: 14 часов, практикум: 16 часов, самостоятельная работа: 16 часов, всего 46 часов)

ВВЕДЕНИЕ

(практикум: 2 часа, самостоятельная работа: 2 часа)

Знакомство. Сбор ожиданий и опасений. Представление целей и задач курса

Практикум: «Самопрезентация». Краткое представление себя группе в контексте курса (в формате «до» и «после»), жанровая свобода (контекстное использование мемов, культурных референций, музыкальных и изобразительных цитат)

ТЕМА 1: «Пять способов говорить о себе»

(лекции: 6 часов, практикум: 6 часов, самостоятельная работа: 2 часа)

Теоретический блок: проблема «Я» в психологии. Что такое доступный нам диапазон рефлексии? С чем связан выбор текущей рефлексивной перспективы? В чем преимущества и ограничения определенного рефлексивного диапазона? Что знание о нем дает психологу в отношении клиента?

Понятие рефлексии. Возникновение рефлексии в филогенезе и онтогенезе: тест «метки». У. Джемс и рефлексивная дуальность Я (экзистенциальное, эмпирическое Я). Нарративный подход к рефлексии (Д. Макадамс): Я как социальный Актер, Я как мотивированный Агент, Я как автобиографический Автор. Пять способов описание героя личной истории в терминах черт и ролей, инструментов коммуникации и самоовладения, целей и ценностей, жизненной темы. Эгоцентризм и децентрация по Ж. Пиаже, эксперименты М. Томаселло. ТоМ (Theory of Mind). Я- определяющие воспоминания (Дж. Зингер, П. Благов).

Практикум: «Знакомство с героем личных историй». Пять я- определяющих воспоминаний: элементы нарративного интервью по Д. Макадамсу: «Первые главы жизни: история из детства», «Пиковые воспоминания: надир», «Пиковые воспоминания: зенит», «Разделяющие воспоминания: перелом», «Тематическая: типичная история»). Распознавание рефлексивной перспективы на материалах кейсов (принесенных и собственных)

ТЕМА 2: «Истории, которые рассказываем мы, которые рассказывают нас»

(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 2 часа)

Теоретический блок: личная история как нарратив. Что означают различные элементы рассказа о себе? Что форма рассказа может сказать о человеке?

Иллюзия Я: личность как «центр нарративной гравитации» (Д. Дэннет). Культурно-исторический экскурс в проблематику «Я» в психологии. Нарративный поворот. Метафора «истории» как психологии (T. Сабрин), идентичности (Д.Макадамс).

Понятия: «нарратив», «дискурс», «нарративный модус мышления» (Дж. Брунер), «я-нарратив», «интенциональная установка». Структура Я-нарратива: тип (проактивный/защитный), тон (оптимистичный/пессимистичный; возмещения/порчи), тема (принадлежность/становление). Модель анализа структуры нарратива как социально-когнитивной схемы «Золотая рыбка».

Личная жизненная история как нарратив. Клиентская история как личный Я-нарратив. Жизненный сценарий (семейный, профессиональный).

Практикум: «Сарацин и Паладин». Нарративный анализ структуры личных историй: тип, тон, тема (разбор кейсов). Произвольность/детерминированность в выборе формы нарратива: пересказ личной истории в иной нарративной структуре.

ТЕМА 3: «Я не с тобой говорю, а я не тебе плачу»

(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 4 часа)

Теоретический блок: диалогическое Я. Про что наши истории? Кому рассказаны наши истории? Кто их рассказывает?

Множественное, диалогическое, распределенное Я (Г. Херманс). Я-позиция: внутреннее и внешнее Я как стороны диалога. Поли-позиционность современной личности. Диалогическое Я.

Валюации как личные ценности, личностные смыслы, то, о чем и ради чего рассказывается история. Нарратор как мотивированный рассказчик. Защита Я-позиции и «право на высказывание»: привилегированная и дискриминируемая дискурсивная позиция. Смена Я- позиции через нарратив. Предпочитаемая и не- предпочитаемая Я-история.

«Нарративный крест» как инструмент анализа валюаций, рефлексивной перспективы и актуальной нарративной позиции.

Практикум: Анализ валюаций и жизненного клуба (Г. Херманс). Применение инструмента «Нарративный крест» для анализа личных Я-определяющих воспоминаний.

ИТОГОВАЯ СЕССИЯ

(практикум: 4 часа)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по подготовке к модулю 2

(самостоятельная работа: 6 часов)

Домашнее задание: эссе на тему «Работа психолога с клиентом как «исполнение желаний».

Фильмы для анализа:

  • «Ослепленный желаниями» (Bedazzled, 2000, https://www.kinopoisk.ru/film/12330/)
  • «Трасса 60» (Interstate 60, 2001, https://www.kinopoisk.ru/film/3563/)

МОДУЛЬ 2: Нарративная практика: диагностика, конструирование, деконструкция элементов множественной идентичности

(лекции: 26 часов, практикум: 40 часов, самостоятельная работа: 30 часов, всего 96 часов)

ВВЕДЕНИЕ

(лекции: 1 час)

Нарративные практики и жизнь как текст. Контекстный язык.

ТЕМА 4: Поли-нарративная практика: начало

(лекции: 4 часа, практикум: 3 часа, самостоятельная работа: 2 часа)

Теоретический блок: нарративная практика как психологическая диагностика и как интервенция. Рефлексивная позиция потенциального клиента как социального актера, мотивированного агента, автобиографического автора. Типичные запросы. Ответственность клиента и психолога. Имитационные практики. Двойные и скрытые запросы. Комфортная среда или инструменты для работы с некомфортной средой. Поли-контекстная среда. Работа группы психологов с одним клиентом. Информированное согласие. Этические аспекты практики. Прагматика и эстетика.

Практикум: «Двойной запрос»: определение скрытого запроса и рефлексивной позиции клиента по дискурсивным маркерам.

ТЕМА 5: Поли-нарративная практика: диагностика и контракт на интервенцию

(лекции: 4 часа, практикум: 8 часов, самостоятельная работа: 8 часов)

Теоретический блок: Формулировка первичного запроса. Диагностический запрос. Нарративная согласованность как инструмент актуализации нарративной схемы. Виды нарративной согласованности (Хабермас, Блак).

Культурный жизненный сценарий как нормотипичная нарративная схема. Семейный и профессиональный сценарий. Дискурсивные предписания в рамках сценария. Диагностика элементов сценария в я- нарративах.

Бессознательная защита жизненного сценария как когнитивной схемы социального познания. Роль свидетеля личной истории: верификация или фальсиифация сценария социального договора, легитимизация или блокировка дискурсивной позиции, анализ инструментов нарративного согласования в практиках индивидуального автобиографирования. Контракт на изменения. Особенности контракта с актером, агентом и автором.

Практикум: «Девятка» как нарративный диагностический инструмент выявления элементов актуального жизненного сценария через анализ типичных инструментов нарративного согласования и феноменологически-интерпретативное интервью.

ТЕМА 6: Нарративная идентичность: конструирование

(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 4 часа)

Теоретический блок: Нарративная идентичность: моно-личность в моно- среде и поли-личность в поли-контекстной среде. Иерархия Я-позиций. Прецедентные тексты и диалогическая природа конструирования идентичности. Формирование когнитивной схемы личного нарратива в онтогенезе – семейные разговоры (исследования Р . Фивюш). Сценарное и безусловное взаимодействие. Сценарная я-позиция.

Прокси-позиция. Конструирование прокси-позиции как нарративной идентичности вне пространства жизненного сценария. Функции прокси-позиции как временной идентичности для безопасной деконструкции неэффективных и патологических сценарных я-позиций. Инструменты самостоятельного конструирования и фиксации я-позиций для актера, агента и автора.

Конструирование Я-позиции через включенность и идентификацию с авторским нарративом (кинофильмы, литературные произведения, художественные образы).

Практикум: Элементы конструирования вне-сценарных прокси- позиций. Подбор художественных произведений для поддержки предпочитаемой Я-позиции.

ТЕМА 7: Нарративная идентичность: деконструкция

(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 4 часа)

Теоретический блок: Деконструкция (Ж. Деррида). Деконструкция сценарных и дискурсивных предписаний. Смеховая культура (мемы, скетчи, мультфильмы, троллинг, литературные отсылки) Значимость безусловного принятия и уважения при практиках деконструкции. Значимость скаффолдинга и постановки прокси- позиции как техник нарративной безопасности. Выявление жизненного сценария как нарративной схемы интеграции жизненного опыта через предписанную дискурсом я-позицию, и возможные техники деконструкции его элементов. Деконструкция предпочитаемой Я-позиции. Единственная Я-позиция и опасность ее деконструкции. Блокировка инструмента согласования не-предпочитаемой Я-позиции с контекстом. Моно- и поли-позиционная личность.

Практикум: Подбор мемов для деконструкции сценарной и/или не-предпочитаемой я-позиции. Защита Я-позиции.

ТЕМА 8: Поли-нарративная практика: завершение

(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 4 часа)

Теоретический блок: Проверка реализации индивидуального запроса. Регламент и дневник (Целеполагание и нарративные дневниковые техники). «Нога в дверь»: актуализация травмированной Я-позиции.

Готовность к само-конфронтации: смена Я-позиций и диалогическая реконструкция прошлого в контексте новых жизненных целей. Ресурсы и инструменты. Свидетельский отклик. Точка выхода из полинарративной практики.

Практикум: «Слова Ванталы» как инструмент манипуляции дискурсивной и нарративной позицией, блокировки инструментов согласования я-позиции с традиционными дискурсивными предписаниями.

ИТОГОВАЯ СЕССИЯ

(практикум: 4 часа)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по подготовке к модулю 3

(самостоятельная работа: 6 часов)

Домашнее задание: Актуализация экзистенциальной перспективы и автобиографической рефлексии (autobiographic reasoning) в форме создания эссе на тему «Послание потомкам» (Вы уже умерли и у вас есть одна возможность отправить письмо на Землю – наставление тем, кому пожелаете, основанное на фактическом опыте вашей жизни»).

Фильм для предварительного анализа «Дредноуты» Е. Гришковец (https://www.youtube.com/watch?v=gjWTbLvK4Ak).

МОДУЛЬ 3: Инструменты преадаптивного согласования текста и контекста личной жизненной истории

(лекции: 12 часов, практикум: 12 часов, самостоятельная работа: 6 часов, всего 30 часов)

ВВЕДЕНИЕ

(лекции: 2 часа, практикум: 2 часа)

Инструменты согласования контента и контекста. Актер и адаптация к изменчивой среде. Агент и целенаправленное преобразование среды. Автор и работа с контекстами.

ТЕМА 9: Адаптация и преадаптация: принцип красной королевы

(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 2 часа)

Теоретический блок: Понятия адаптации и преадаптации (А.Г. Асмолов). Сложность, разнообразие, неопределенность. VUCA мир. Наработка инструментов работы с будущей средой. Работа с запросом как преадаптационная задача. Инструменты согласования будущей предпочитаемой Я-позиции и Будущего жизненного контекста. Ориентация на «выигрыш» и на «не проигрыш». Дезапатация и клиническая диагностика.

Проблема наладки системы по нескольким параметрам одновременно. «Профессиональное» и «личное» пространство запросов.

Практикум: «Две двери» - нарративная диагностика репертуара инструментов согласования.

ТЕМА 10: Полипозиционная личность в поли-контекстной среде

(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 2 часа)

Теоретический блок: Коммуникативные стили как нормотипии: этически-нормативный, прагматически-рациональный, эстетически – феноменологический. Поли-позиционность и моно-личность: различия в инструментарии согласования со средой. Актер, агент и автор в поли-позиционной и много-контекстной среде. Контекстуализация как авторский инструмент согласование. Авторство с большой буквы. Мифопоэтический, культурно-исторический, ситуационный контексты.

Нарративный круг и работа «один клиент и группа психологов». Фальсификация, верификация, констатация. Эпистемология реализма, феноменологии и социального конструирования. Будущее, настоящее и прошлое в различных эпистемологических перспективах. Конструирование миров.

Практикум: «Краткая жизненная история», «Три Ванталы и текущий жизненный контекст»: тематическое контекстуальное согласование прошлого, настоящего и будущего, множественных Я-позиций и жизненных контекстов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОД СУПЕРВИЗИЕЙ

(практикум: 8 часов, самостоятельная работа: 8 часов)

Работа с клиентом под супервизией – работа над формулировкой «запроса», диагностика нарративной идентичности, согласование «контракта» (несколькими способами), подготовка проекта конструкции и деконструкции элементов идентичности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(практикум: 4 часа)

Подведение итогов: анализ изменений, реализованных запросов, ожиданий и опасений. Обратная связь. Постановка целей и задач на две недели, полтора месяца, полтора года после окончания курса.


ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Мы обучаем, модифицируем под индивидуальный случай и готовы применить для работы инструменты диагностики, конструирования, деконструкции, переконструирования идентичности и работы с травматическим опытом:

Инструменты диагностики:

  • Я-позиций (кто я и кто знает меня таким, предпочитаю ли я эти истории о себе)
  • валюаций (ценностей, смыслов) - ради чего все то, что происходит и то, что я делаю в жизни,
  • сценарных предписаний и защиты их нарушений (куда направляет меня моя жизнь, если я продолжу жить так же, как живу сейчас)
  • меры субъектности (авторства) собственной жизни (я сплю и грежу или я проснулся и делаю; я живу жизнь или она живет меня; я живу свою жизнь или не совсем свою)
  • стиля конструирования своего я: информационного (я ищу себя и новое в жизни); нормативного (я реализую то, что знаю о себе и то, что важно для значимых для меня людей); диффузного (со мной случается многое, но я верю, что все будет хорошо)
  • коммуникативного стиля: этического (нормативного – как правильно), прагматического (инструментального – как эффективно работает), эстетического (эмпатического – как переживается и ощущается).

Инструменты конструирования:

  • Временной замещающей я-позиции (поддержка предпочитаемых и не-предпочитаемых стратегем на период изменений)
  • Активной субъектной позиции (агента жизненных изменений, жизненного выбора; претензия на авторство жизни)
  • Личной истории (скаффолдинг, вопросы и свидетельский отклик)
  • Образа предпочитаемой цели (в профессиональной и личной сферах)
  • индивидуализированного инструмента достижения цели (коммуникативного и профессионального): работа с регламентом (планировщиком) и дневником (практики автобиографирования)
  • Индивидуальных средств повышения социальной адаптации и психологической устойчивости в конкретном жизненном контексте

Инструменты деконструкции:

Защищаемой я-позиции проигрыша (мне обидно и это несправедливо)

  • Роли, которая стала больше собственного Я (я обслуживаю свою машину, семью, работу, а не она меня)
  • Элементов жизненного сценария (семейного или профессионального) неэффективного/не предпочитаемого на текущем жизненном этапе
  • Элементов психологической защиты, блокирующих возможности осознанных изменений.
  • Я-Историй прошлого опыта, фиксирующих не-предпочитаемую я-позицию
  • Интерпретаций, объясняющих без понимания.

Инструменты переконструирования и работы с травматическим опытом

  • Перерассказывания историй проигрыша (чужих и собственных)
  • Травмирующих и/или невысказанных я-определяющих воспоминаний
  • Столкновений нескольких я-позиций
  • Угрозы единственной (центральной, «несущей») идентичности
  • Эмоционально заряженного опыта, не помещающегося в текущую жизненную историю