Центр предлагает курс повышения квалификации "Полинарративный анализ личных историй", включающий четыре модуля:
45000 руб. за модуль целиком (за встречу - по 5000 руб.)
15000 руб./месяц - абонемент на прохождение нескольких модулей в рамках одного потока
Завершено обучение:
Отзывы о пройденных курсах можно посмотреть здесь:
Мы готовы:
Мы собираемся по 5-15 человек в группе на лекционную часть и не более 7 в группе практикума.
При успешной сдаче итоговой аттестации выдается сертификат о повышении квалификации государственного образца.
м. Василеостровская, ул. Уральская, д. 13Ж, оф. 15
Цель: учимся слышать свою личную историю и понимать структуру и смысл услышанного, знакомимся с языком полинарративной практики, приобретаем базовые навыки ПАЛИ диагностики.
Ожидаемый результат: работа и решение личного запроса (смотрим как работает ПАЛИ-практика на изменении своей личной истории); слышать сказанное и что недосказано, способность сказать об этом на языке ПАЛИ.
9 занятий, 1 раз в неделю (2 раза в неделю при интенсиве), 72 ак.ч. (54 очно и 18 самостоятельной работы).
Это время мы посвящаем работе со своей личной историей, своим актуальным запросом, знакомимся с языком (основными понятиями), дискурсом (практикой их употребления) и методологией (схемами научного познания) полинарративной практики. В игровых практиках с обсуждением смотрим на типичные когнитивные схемы, которые мы применяем для решения коммуникативных и иных задач. Ждем всех, кому интересно, в каком жанре пишется жизненная история и как вы ее читаете?
КАК: полинарративная игра (и иные практики) и ее анализ, работа в тройках и с опытным кругом рефлексивной команды, самостоятельные и групповые тексты, много смеха и немного слез. Формат смешанный (очно и онлайн)
СКОЛЬКО: от 3 до 12 человек, 9 занятий - 5000 руб за встречу (при желании продолжить обучение на втором модуле можно взять абонемент - 15000 руб./мес.).
Аттестация по данному базовому модулю является необходимым и достаточным условием для продолжения обучения и изучения 2 профильного модуля курса "Полинарративный анализ личных историй".
Цель: учимся слышать историю другого, отличать от своей и изменять, согласовывая ПИК (позиции - инструменты - контексты), в сторону запроса, свидетельствуя и не свидетельствуя услышанное.
Ожидаемый результат: квалифицированный член рефлексивной команды, владение техниками свидетельствования (коммуникативного / функционального), распознавание контекстного свидетельствования авторским текстом, владение техниками безопасного несвидетельствования, умение отслеживать собственные реакции на несвидетельствование и возвращать в работу с текстом клиента.
10 занятий + аттестация, 1 раз в неделю (80 ак. ч.)
Учимся быть членами рефлексивной команды (круга), разбираемся с практиками свидетельствования. Работаем с историей другого человека, его запросом, учимся применять язык, техники и методологию полинарративного подхода. Узнаем, как стать для собеседника таким партнером, чтобы рассказчик смог увидеть свою историю, схему, сценарий и как не заглушить его текст своим.
Разберемся, что конструирует коммуникативную позицию, а что ее деконструирует (освоим технику безопасности, механизмы и их смыслы в контексте функционального взаимодействия). Тренируем функциональное свидетельствование позиции, инструмента, контекста.
Продолжаем учиться анализировать нарративные схемы личных историй и в игровых практиках с обсуждением смотрим на типичные когнитивные схемы, и тестируем их уровень функциональности.
Продолжаем работать со своей личной историей, своим актуальным запросом.
СКОЛЬКО: от 2 до 12 человек, 5000 руб за встречу (или абонемент - 15000 руб./мес.).
КАК: мини-лекции, разборы текстов, работа с клиентскими кейсами, полинарративная игра (и иные практики) и ее анализ, работа в тройках и с опытным кругом рефлексивной команды, самостоятельные и групповые тексты, много смеха и немного слез.
🎓После успешной аттестации двух модулей выдаем сертификат о повышении квалификации государственного образца (на 152 часа) курса "Полинарративный анализ личных историй" (за прохождение первого и второго модулей)
Самостоятельное практическое решение задач с использованием полинарративных техник и инструментов
Регламент по договоренности. Продолжительность: 110 а.ч.
Цель: учимся конструировать новую историю на своём тексте (создаем новый ПИК), работа с авторским текстом.
Ожидаемый результат: реализация запроса на построение нового «персонажа в жизненном контексте» (нового по всем трем параметрам функционального засвидетельствованного согласованного ПИК); распознавание и применение авторского текста, знание ограничений работы авторским текстом, организация интервизионных ПАЛИ-практик с рефлексивной командой.
На третьем будем учиться писать новую историю, конструировать персонажа, которого не было прежде. Сначала на себе, в контекстах своей жизненной истории. Вас ждёт ужасающий и прекрасный Проект "Пигмалион" - Напишем личную историю, которую я хотел бы прожить. Конструируем персонажа, с которым хотел бы поменяться жизнью. Пристально изучаем авторские тексты. Позволяем им вглядываться в нас...
Практика письменных и жизненных упражнений:
Будем работать с личным агентским текстом и находить (распознавать) авторский. Будем тренироваться писать новые контексты, позиции и согласовать их новыми инструментами.
А кроме того на практике примемся изучать, что значит иметь идентичность. Будем конструировать идентичность полинарративного практика. И если надо выходим из привычных сценарных кругов
КАК: индивидуальные письменные и жизненные практики, пари на выполнение 4х задач, групповое обсуждение, работа с кругом и авторские тексты.
СКОЛЬКО: 5000 за встречу; 20000 за курс целиком; можно двумя траншами по 12000. Семьям скидки 25%. Выпускникам: вклад в общее "пари" при участии (ставка на выполнение 4х задач)
Три двухдневных семинара. Общая длительность: 3 месяца или 1,5 месяца при интенсиве (перерывы между семинарами не менее трех недель для выполнения индивидуальных и группового проектов).
Цель: учимся быть ведущим круга рефлексивной команды в полинарративаной консультативной практике.
Ожидаемый результат: квалифицированный ведущий ПАЛИ практики с рефлексивной командой, работа с клиентом и его запросом в полинарративном подходе (от снятия до реализации). Владение полинарративной практикой работы с жизненным сценарием «девятка», методом групповой работы с метаисторией «чемодан сказок», коучинговыми практиками целеполагания методом «птички» и адаптации / преадаптации методом «неужели лошадь».
3 лекционных занятия + практики ведения кругов (3 кейса минимум) под супервизией + аттестация (разбор 1 клиентского кейса) для каждого участника. (с продолжением практики при необходимости). Практикумы по отработке отдельных методов (10 сессий минимум). Аттестация по каждому методу отдельно.
18 ч. лекционных + на каждый метод: 64 ак.ч. (24 ч. очной работы + 40 ак.ч. самостоятельной письменной практики под супервизией) + ведение трех клиентских кейсов от снятия запроса до реализации под супервизией (от 40 ак.ч.)
После успешной аттестации 3 и 4 модуля приглашаем в нашу профессиональную команду и сообщество:
- рассматриваем заявление на вступление в профессиональное сообщество - Гильдию полинарративных практиков
- возможное трудоустройство в рамках ПсиЦ ЛИ (Психологического Центра Личных Историй)
Прохождение 4 модулей дает от 508 ак.ч в полинарративной практике.
3 занятия + практика ведения кругов (3 кейса) под супервизией + аттестация (разбор 1 клиентского кейса) для каждого участника. (с продолжением практики при необходимости).
(лекции: 14 часов, практикум: 16 часов, самостоятельная работа: 16 часов, всего 46 часов)
(практикум: 2 часа, самостоятельная работа: 2 часа)
Знакомство. Сбор ожиданий и опасений. Представление целей и задач курса
Практикум: «Самопрезентация». Краткое представление себя группе в контексте курса (в формате «до» и «после»), жанровая свобода (контекстное использование мемов, культурных референций, музыкальных и изобразительных цитат)
(лекции: 6 часов, практикум: 6 часов, самостоятельная работа: 2 часа)
Теоретический блок: проблема «Я» в психологии. Что такое доступный нам диапазон рефлексии? С чем связан выбор текущей рефлексивной перспективы? В чем преимущества и ограничения определенного рефлексивного диапазона? Что знание о нем дает психологу в отношении клиента?
Понятие рефлексии. Возникновение рефлексии в филогенезе и онтогенезе: тест «метки». У. Джемс и рефлексивная дуальность Я (экзистенциальное, эмпирическое Я). Нарративный подход к рефлексии (Д. Макадамс): Я как социальный Актер, Я как мотивированный Агент, Я как автобиографический Автор. Пять способов описание героя личной истории в терминах черт и ролей, инструментов коммуникации и самоовладения, целей и ценностей, жизненной темы. Эгоцентризм и децентрация по Ж. Пиаже, эксперименты М. Томаселло. ТоМ (Theory of Mind). Я- определяющие воспоминания (Дж. Зингер, П. Благов).
Практикум: «Знакомство с героем личных историй». Пять я- определяющих воспоминаний: элементы нарративного интервью по Д. Макадамсу: «Первые главы жизни: история из детства», «Пиковые воспоминания: надир», «Пиковые воспоминания: зенит», «Разделяющие воспоминания: перелом», «Тематическая: типичная история»). Распознавание рефлексивной перспективы на материалах кейсов (принесенных и собственных)
(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 2 часа)
Теоретический блок: личная история как нарратив. Что означают различные элементы рассказа о себе? Что форма рассказа может сказать о человеке?
Иллюзия Я: личность как «центр нарративной гравитации» (Д. Дэннет). Культурно-исторический экскурс в проблематику «Я» в психологии. Нарративный поворот. Метафора «истории» как психологии (T. Сабрин), идентичности (Д.Макадамс).
Понятия: «нарратив», «дискурс», «нарративный модус мышления» (Дж. Брунер), «я-нарратив», «интенциональная установка». Структура Я-нарратива: тип (проактивный/защитный), тон (оптимистичный/пессимистичный; возмещения/порчи), тема (принадлежность/становление). Модель анализа структуры нарратива как социально-когнитивной схемы «Золотая рыбка».
Личная жизненная история как нарратив. Клиентская история как личный Я-нарратив. Жизненный сценарий (семейный, профессиональный).
Практикум: «Сарацин и Паладин». Нарративный анализ структуры личных историй: тип, тон, тема (разбор кейсов). Произвольность/детерминированность в выборе формы нарратива: пересказ личной истории в иной нарративной структуре.
(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 4 часа)
Теоретический блок: диалогическое Я. Про что наши истории? Кому рассказаны наши истории? Кто их рассказывает?
Множественное, диалогическое, распределенное Я (Г. Херманс). Я-позиция: внутреннее и внешнее Я как стороны диалога. Поли-позиционность современной личности. Диалогическое Я.
Валюации как личные ценности, личностные смыслы, то, о чем и ради чего рассказывается история. Нарратор как мотивированный рассказчик. Защита Я-позиции и «право на высказывание»: привилегированная и дискриминируемая дискурсивная позиция. Смена Я- позиции через нарратив. Предпочитаемая и не- предпочитаемая Я-история.
«Нарративный крест» как инструмент анализа валюаций, рефлексивной перспективы и актуальной нарративной позиции.
Практикум: Анализ валюаций и жизненного клуба (Г. Херманс). Применение инструмента «Нарративный крест» для анализа личных Я-определяющих воспоминаний.
(практикум: 4 часа)
(самостоятельная работа: 6 часов)
Домашнее задание: эссе на тему «Работа психолога с клиентом как «исполнение желаний».
Фильмы для анализа:
(лекции: 26 часов, практикум: 40 часов, самостоятельная работа: 30 часов, всего 96 часов)
(лекции: 1 час)
Нарративные практики и жизнь как текст. Контекстный язык.
(лекции: 4 часа, практикум: 3 часа, самостоятельная работа: 2 часа)
Теоретический блок: нарративная практика как психологическая диагностика и как интервенция. Рефлексивная позиция потенциального клиента как социального актера, мотивированного агента, автобиографического автора. Типичные запросы. Ответственность клиента и психолога. Имитационные практики. Двойные и скрытые запросы. Комфортная среда или инструменты для работы с некомфортной средой. Поли-контекстная среда. Работа группы психологов с одним клиентом. Информированное согласие. Этические аспекты практики. Прагматика и эстетика.
Практикум: «Двойной запрос»: определение скрытого запроса и рефлексивной позиции клиента по дискурсивным маркерам.
(лекции: 4 часа, практикум: 8 часов, самостоятельная работа: 8 часов)
Теоретический блок: Формулировка первичного запроса. Диагностический запрос. Нарративная согласованность как инструмент актуализации нарративной схемы. Виды нарративной согласованности (Хабермас, Блак).
Культурный жизненный сценарий как нормотипичная нарративная схема. Семейный и профессиональный сценарий. Дискурсивные предписания в рамках сценария. Диагностика элементов сценария в я- нарративах.
Бессознательная защита жизненного сценария как когнитивной схемы социального познания. Роль свидетеля личной истории: верификация или фальсиифация сценария социального договора, легитимизация или блокировка дискурсивной позиции, анализ инструментов нарративного согласования в практиках индивидуального автобиографирования. Контракт на изменения. Особенности контракта с актером, агентом и автором.
Практикум: «Девятка» как нарративный диагностический инструмент выявления элементов актуального жизненного сценария через анализ типичных инструментов нарративного согласования и феноменологически-интерпретативное интервью.
(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 4 часа)
Теоретический блок: Нарративная идентичность: моно-личность в моно- среде и поли-личность в поли-контекстной среде. Иерархия Я-позиций. Прецедентные тексты и диалогическая природа конструирования идентичности. Формирование когнитивной схемы личного нарратива в онтогенезе – семейные разговоры (исследования Р . Фивюш). Сценарное и безусловное взаимодействие. Сценарная я-позиция.
Прокси-позиция. Конструирование прокси-позиции как нарративной идентичности вне пространства жизненного сценария. Функции прокси-позиции как временной идентичности для безопасной деконструкции неэффективных и патологических сценарных я-позиций. Инструменты самостоятельного конструирования и фиксации я-позиций для актера, агента и автора.
Конструирование Я-позиции через включенность и идентификацию с авторским нарративом (кинофильмы, литературные произведения, художественные образы).
Практикум: Элементы конструирования вне-сценарных прокси- позиций. Подбор художественных произведений для поддержки предпочитаемой Я-позиции.
(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 4 часа)
Теоретический блок: Деконструкция (Ж. Деррида). Деконструкция сценарных и дискурсивных предписаний. Смеховая культура (мемы, скетчи, мультфильмы, троллинг, литературные отсылки) Значимость безусловного принятия и уважения при практиках деконструкции. Значимость скаффолдинга и постановки прокси- позиции как техник нарративной безопасности. Выявление жизненного сценария как нарративной схемы интеграции жизненного опыта через предписанную дискурсом я-позицию, и возможные техники деконструкции его элементов. Деконструкция предпочитаемой Я-позиции. Единственная Я-позиция и опасность ее деконструкции. Блокировка инструмента согласования не-предпочитаемой Я-позиции с контекстом. Моно- и поли-позиционная личность.
Практикум: Подбор мемов для деконструкции сценарной и/или не-предпочитаемой я-позиции. Защита Я-позиции.
(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 4 часа)
Теоретический блок: Проверка реализации индивидуального запроса. Регламент и дневник (Целеполагание и нарративные дневниковые техники). «Нога в дверь»: актуализация травмированной Я-позиции.
Готовность к само-конфронтации: смена Я-позиций и диалогическая реконструкция прошлого в контексте новых жизненных целей. Ресурсы и инструменты. Свидетельский отклик. Точка выхода из полинарративной практики.
Практикум: «Слова Ванталы» как инструмент манипуляции дискурсивной и нарративной позицией, блокировки инструментов согласования я-позиции с традиционными дискурсивными предписаниями.
(практикум: 4 часа)
(самостоятельная работа: 6 часов)
Домашнее задание: Актуализация экзистенциальной перспективы и автобиографической рефлексии (autobiographic reasoning) в форме создания эссе на тему «Послание потомкам» (Вы уже умерли и у вас есть одна возможность отправить письмо на Землю – наставление тем, кому пожелаете, основанное на фактическом опыте вашей жизни»).
Фильм для предварительного анализа «Дредноуты» Е. Гришковец (https://www.youtube.com/watch?v=gjWTbLvK4Ak).
(лекции: 12 часов, практикум: 12 часов, самостоятельная работа: 6 часов, всего 30 часов)
(лекции: 2 часа, практикум: 2 часа)
Инструменты согласования контента и контекста. Актер и адаптация к изменчивой среде. Агент и целенаправленное преобразование среды. Автор и работа с контекстами.
(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 2 часа)
Теоретический блок: Понятия адаптации и преадаптации (А.Г. Асмолов). Сложность, разнообразие, неопределенность. VUCA мир. Наработка инструментов работы с будущей средой. Работа с запросом как преадаптационная задача. Инструменты согласования будущей предпочитаемой Я-позиции и Будущего жизненного контекста. Ориентация на «выигрыш» и на «не проигрыш». Дезапатация и клиническая диагностика.
Проблема наладки системы по нескольким параметрам одновременно. «Профессиональное» и «личное» пространство запросов.
Практикум: «Две двери» - нарративная диагностика репертуара инструментов согласования.
(лекции: 4 часа, практикум: 4 часа, самостоятельная работа: 2 часа)
Теоретический блок: Коммуникативные стили как нормотипии: этически-нормативный, прагматически-рациональный, эстетически – феноменологический. Поли-позиционность и моно-личность: различия в инструментарии согласования со средой. Актер, агент и автор в поли-позиционной и много-контекстной среде. Контекстуализация как авторский инструмент согласование. Авторство с большой буквы. Мифопоэтический, культурно-исторический, ситуационный контексты.
Нарративный круг и работа «один клиент и группа психологов». Фальсификация, верификация, констатация. Эпистемология реализма, феноменологии и социального конструирования. Будущее, настоящее и прошлое в различных эпистемологических перспективах. Конструирование миров.
Практикум: «Краткая жизненная история», «Три Ванталы и текущий жизненный контекст»: тематическое контекстуальное согласование прошлого, настоящего и будущего, множественных Я-позиций и жизненных контекстов.
(практикум: 8 часов, самостоятельная работа: 8 часов)
Работа с клиентом под супервизией – работа над формулировкой «запроса», диагностика нарративной идентичности, согласование «контракта» (несколькими способами), подготовка проекта конструкции и деконструкции элементов идентичности.
(практикум: 4 часа)
Подведение итогов: анализ изменений, реализованных запросов, ожиданий и опасений. Обратная связь. Постановка целей и задач на две недели, полтора месяца, полтора года после окончания курса.
Мы обучаем, модифицируем под индивидуальный случай и готовы применить для работы инструменты диагностики, конструирования, деконструкции, переконструирования идентичности и работы с травматическим опытом: